Коммерческая тайна.
Правовой институт коммерческой тайны стал просто необходим в период расцвета рыноч-ной экономики. Поскольку огромное количество информации, накапливающейся в ходе коммерческой деятельности предприятия может иметь значение для успешного ведения биз-неса и если такая информация попадет к конкурентам могут наступить самые неблагоприят-ные последствия.
Лицо, обладающее какой-либо ценной информацией, составляющей секрет производства, имеет право на защиту такой информации от третьих лиц, при этом ноу-хау должно обладать рядом признаков:
- эта информация неизвестна третьим лицам и поэтому обладает какой-либо ценностью, при этом неважно какие сведения содержит информация (это могут быть организационные или технические вопросы);
- информация обязательно должна охраняться, третьим лицам не должно быть свободного доступа к производственной тайне;
Гражданский кодекс РФ содержит положения о коммерческой тайне, а ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» дает определение информации.
Итак, коммерческая тайна - это информация определенного свойства, имеющая действи-тельную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и охраняемая ее законными обладателями от свободного доступа.
Следует сказать, что коммерческой тайной считается лишь та информация, которая зафикси-рована на каком-либо материальном носителе, идеи и замыслы никак не могут считаться коммерческой тайной.
Субъектами прав на коммерческую тайну является лицо, осуществляющее предпринима-тельскую деятельность, а именно - лицо, зарегистрированное в установленном законом по-рядке в качестве индивидуального предпринимателя, коммерческая организация или неком-мерческая организация, поскольку основным критерием коммерческой тайны является то, что она «привязана к предприятию».
Круг правомочий обладателя коммерческой тайны достаточно широк: во-первых, это конеч-но же, принятие мер к охране коммерческой тайны (это право является и обязанностью); во-вторых, это право пользоваться этой информацией; в-третьих, это право распространять эту информацию (путем выдачи лицензии или по договору коммерческой концессии); и, нако-нец, право распоряжаться этой информацией (в том числе и уничтожение ее).